вторник, 8 марта 2011 г.

"Волк и семеро козлят"

Есть такая книжка  
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина     Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет.— СПб.: Па­ритет, 2006.—112 с. + цв. вкл.




Выложу главу, посвященную этой сказке. Вдруг кому-то пригодятся  материалы:

Волк и козлята
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
Вы, детушки! Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся.
Ваша мать пришла — молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята ему отвечают:
— Слышим, слышим, да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоню­сеньким голосом и не так причитывает.
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, что­бы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал.
Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза и стучится:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.
Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
          Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не перебе­
рет всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте.
Только ушла коза — волк опять шасть к избушке, постучался и начал причи­тывать тонюсеньким голосом:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.
Приходит коза. Сколько ни звала, ни причитывала, никто ей не отвечает.
Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
Как узнала коза о своей беде, так села она на лавку — начала горевать, горько плакать:
Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?
Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:
   Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать,
пойдем лучше в лес, погуляем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
   Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму.
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул да и ввалился в го­рячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлятки оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали жить-поживать по-прежнему.

ЗАНЯТИЕ 1
Тема занятия: слушаем сказку «Волк и козлята»
Предварительная работа: подберите персонажей из настольного кукольного те­атра; вырежьте героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8) и наклейте их на картон или плотную бумагу.

Цели занятия
Воспитательные — учить ребенка внимательно слушать сказку, дослуши­вать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; рас­ширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (го­лос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подби­рать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.
Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; дви­гательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение:
  мяч;
  красиво украшенная коробка;
  фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
  цветные изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8);
  ширма;
  экран;
  картинка «Лабиринт» для каждого ребенка (см. рис. 2);

  шапочка козлика (или ободок с рожками).
Ход занятия
1.    Организационный момент. Предложите детям взяться за руки и образо­вать круг. Покажите мяч и объясните правила игры: «Я буду передавать мяч то­му, кто стоит справа от меня, а он назовет ту сказку, которая ему больше всего нравится. Мяч передаем по кругу, пока он не вернется обратно ко мне». Когда мяч вернется к вам, скажите: «Мне нравится сказка „Волк и козлята"».
Предложите детям сесть на стульчики, расставленные полукругом.
2.    Знакомство со сказкой. Поставьте перед детьми красиво оформленную ко­робку с фигурками — персонажами сказки (коза, пять козлят, волк, медведь-кузнец). Рассказывайте (читайте) сказку. По ходу чтения сказки выставляйте на столе фигурки тех персонажей сказки, о которых вы сейчас рассказываете.
3.  Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто жил в лесу?
Куда уходила коза?
Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?
Кто подслушал, как поет коза?
Каким голосом пела песенку коза?
Каким голосом пел песенку волк в первый раз?
Кто помог волку изменить голос?
Каким голосом пел песенку волк во второй раз?
Почему козлята впустили волка?
Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы?
Как коза отомстила волку?
Как козлята спаслись от гибели?
На фланелеграфе выставляйте изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8), которые соответствуют ответам детей.
4.  Развитие слухового восприятия. Покажите картинку, на которой изобра­жена мама-коза. Предложите детям послушать песенку мамы-козы. Произнеси­те звукоподражание низким голосом: «Мэ-э-э». Предложите ребенку повторить звукоподражание низким голосом.
Покажите картинку, на которой изображен козленок. Предложите козленку позвать маму, произнести звукоподражание высоким голосом: «Мэ-э-э!». Попро­сите ребенка повторить звукоподражание высоким голосом.
Предложите детям поиграть в «Угадалки-узнавалки». Спрячьте фигурки ко­зы и козлят за ширму. Предложите детям внимательно послушать и назвать то­го, кто говорит за вас, спрятавшись за ширмой (коза или козленок). Произноси­те звукоподражания, -держа экран таким образом, чтобы ваши губы не были видны.
Если детям игра понравится, ее можно усложнить, предложив волку петь гру­бым и тонким голосом: «У-У-У», «у-у-у».
5.  Развитие зрительного внимания, мышления. Положите перед каждым ре­бенком картинку «Лабиринт» (см. рис. 2). Предложите детям рассмотреть коз­лят. Попросите рассмотреть фартучек каждого козленка и назвать, что на нем нарисовано.
Предложите детям провести указательным пальцем по линии лабиринта и найти в конце дорожки любимый каждым козленком овощ. Скажите: «Найди тот овощ, который любит козленок в фартучке, на котором изображена морков­ка. Проведи указательным пальчиком по дорожке от козленка в фартучке с мор­ковкой к морковке».
Аналогично обыграйте остальные картинки.
6.  Подвижная игра. Предложите детям поиграть в игру « Через мост мы идем ».
Наденьте одному из детей шапочку козлика (или ободок с рожками).
Предложите детям взяться за руки и образовать круг. «Козлика» поставьте в середину круга. Предложите детям идти по кругу, распевая слова песенки:
Козлик наш, козлик. По двору гуляет, Песни распевает: — Мэ-мэ-мэ!
Предложите детям подойти к «козлику», сужая круг, и приговаривать:
Козлик, козлик, Нас поймай, Если сможешь, За-бо-дай!
Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребенок, до которого «коз­лик» дотронулся первым, становится водящим и игра повторяется.
7.  Закончи фразу. Предложите детям закончить начатую вами фразу, назы­вая слово с противоположным значением.
Коза большая, а козленок ... (маленький). Коза добрая, а волк ... (злой). Лед холодный, а огонь ... (горячий).
Если задание вызывает у детей затруднение, то закончите фразу сами, давая образец для ответа.
8.           Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей, похва­лите каждого ребенка.
ЗАНЯТИЕ 2 Тема занятия: рассказываем сказку «Волк и козлята»
Предварительная работа: вырежьте и наклейте заслонку к печке и мешки на картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 3) так, чтобы их можно было приподнять; 

на картинке «Чьи это следы?» (см. рис. 5) наклейте кружки из цветной бумаги над козой и козленком; изготовьте образец выкладывания следов козы и козленка из счетных палочек и спичек для каждого ребенка (см. рис. 6).


Цели занятия
Воспитательные — отвечать на вопросы; внимательно слушать ответы дру­гих детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; расширять ак­тивный словарь за счет прилагательных-антонимов, обозначающих эмоциональ­ные состояния (веселый — грустный, злой — добрый); закреплять счет в преде­лах пяти; согласовывать существительные с числительными «два», «пять».
Развивающие — продолжать развивать слуховую и зрительную память, мыш­ление, воображение, устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение:
  фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
  фланелеграф;
  картинка «Найди инструмент» (см. рис. 1);
  картинка «Попробуй, найди» (см. рис. 3);
  карточки с цифрами от 1 до 5;
  картинка «Добрая коза и злой волк» (см. рис. 4);
  шапочки козы и волка (ободки с ушками);
  картинка «Чьи это следы?» (см. рис. 5);
  образец выкладывания следов козы и козленка (см. рис. 6).
Ход занятия
1.  Организационный момент. Предложите детям встать в кружок. Попросите вспомнить, какую сказку вы читали на прошлом занятии. Попросите изобра­зить злого волка, добрую козу, веселых козлят. Предложите детям сесть на стуль­чики.
2.  Совместное рассказывание сказки. Начните рассказывать сказку. Предло­жите детям в этом активно участвовать. По ходу развития сюжета сказки вы­ставляйте фигурку нужного персонажа. Если дети затрудняются в пересказе, предложите им договаривать начатую вами фразу.
3.  Отгадай. Положите перед каждым ребенком картинку «Найди инстру­мент» (см. рис. 1). 

Предложите рассмотреть и назвать животных. Предложите де­тям вспомнить и сказать, кто помог волку перековать горло, чтобы его голосок стал тоненьким (кузнец — медведь). Попросите детей рассмотреть инструменты в нижней части рисунка. Предложите назвать каждый инструмент. (Топор, пи­ла, молот.) Попросите найти и назвать тот инструмент, которым медведь «пере­ковывал» горло у волка. (Молот.)
4.  Угадай, где? Вспомните вместе с детьми, куда спрятался от волка самый маленький козленок. Покажите картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 3). Пред­ложите детям поискать сначала маленького козленка, затем поискать козлят в каждом мешке и сказать, какие мешки (пустые). Для этого надо отогнуть на­клеенные мешки и печную заслонку.
Предложите детям пересчитать мешки, стоящие вокруг волка. Попросите на­звать их количество и выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству мешков. Предложите положить карточку с цифрой 5 на сюжетную картинку.
5.           Мимическая гимнастика. Предложите детям вспомнить и рассказать, какая была мама-коза. (Добрая.) А какой был волк? (Злой.) Дайте каждому ребен­ку картинку «Добрая коза и злой волк» (см. рис. 4).

Предложите найти злого вол­ка и добрую козу. Рассмотрите каждое изображение. Попросите назвать компоненты мимики (нахмуренные брови, злые глаза, улыбка). Расскажите пра­вила игры: «Вот два ободка. На первом — серые ушки, они волчьи. Когда я гово­рю: „Волк!", надо взять шапочку волка, надеть ее и изобразить страшного и сер­дитого волка. Когда я скажу: „Коза!", надо взять и надеть шапочку козы с белыми ушками и изобразить добрую козу».
Вместо шапочек волка и козы можно использовать бумажные ободки: при­крепить к ним ушки (серые — волка, белые — козы). Если есть возможность, то хорошо провести эту часть занятия перед большим зеркалом, чтобы дети контро­лировали свои движения и мимику.

6. Развитие мелкой моторики и зрительного внимания. Вспомните вместе с детьми, куда пошли мама-коза и волк (в лес). Покажите картинку «Чьи это сле­ды?» (см. рис. 5) 

и расскажите, что козленок тоже пошел за ними. Предложите детям рассмотреть дорогу, по которой они шли. Попросите определить, где сле­ды козы, а где — козленка. Спросите детей, как они определили, где чьи следы (у мамы копыта большие, а у козленка маленькие).
Предложите детям выложить следы копыт из счетных палочек и следы ко­пытцев из спичек. Покажите образец выкладывания следов козы из счетных па­лочек и спичек
Предложите детям проверить правильность своего ответа, отогнув приклеен­ные в конце дорожки кружочки.
7. Подведение итогов занятия. Похвалите детей.

ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия: показываем сказку «Волк и козлята»
Предварительная работа: повторите с детьми счет в пределах пяти; продолжай­те учить соотносить количество предметов с цифрой, обозначающей данное количество; проведите игру «Найди такую же цифру»; прикрепите на кук­лы бибабо карточки для глобального чтения с соответ­ствующими словами, второй экземпляр карточек сложите в красивую коро­бочку.
Цели занятия
Воспитательные — вырабатывать умение дослушивать сказку до конца; вос­питывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие — выполнять правила игры; продолжать совершенствовать об­щую, мелкую и артикуляторную моторику; закреплять навыки счета (пересчи­тывать предметы в пределах пяти); соотносить количество предметов с соответ­ствующей цифрой; вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные; использовать в активной речи предлоги «в», «на», «за».
Развивающие — развивать наблюдательность; зрительное и слуховое воспри­ятие, внимание, память; устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение:
  ширма;
  красивый чемоданчик;
  куклы бибабо;
1 Предварительно удалите со спичек серные головки. Можно намочить спички в растворе марганцовки и высушить — тогда они приобретут красивый светло-коричне­вый цвет.

  карточки для глобального чтения;
  маленькая коробочка;
  фигурки из настольного кукольного театра (коза, волк, козлята);
  сюжетная картинка «Попробуй, найди» (см. рис. 7);
  картинка «Узнай по контуру» (см. рис. 8).


Ход занятия
1.  Организационный момент. Предложите детям отправиться в кукольный театр и посмотреть сказку «Волк и козлята». Скажите, что актерами сегодня бу­дут дети и куклы. Расскажите о правилах поведения в театре (не шуметь, не раз­говаривать, не шуршать, громко апплодировать). Предложите детям сесть на стульчики перед ширмой полукругом.
2.  Развитие зрительного внимания. Глобальное чтение. Обратите внимание детей на красивый чемоданчик, стоящий на столе. Предложите его открыть. Рас­скажите, что в волшебном чемоданчике живут куклы бибабо. Предложите детям вспомнить и назвать героев сказки. Обратите внимание детей на то, что на каж­дой фигурке висит бирочка. Скажите, что это карточки, на которых написано, как зовут каждого героя. Предложите детям рассмотреть карточки. Прочтите слова на каждой карточке. Обратите внимание детей на стоящую около волшеб­ного чемоданчика маленькую коробочку. Предложите одному из детей открыть ее, достать карточки и разложить их на столе. Попросите детей (по очереди) най­ти «такую же» карточку и подложить ее к фигурке с «такой же» бирочкой. По­просите сказать, что написано на каждой карточке.
3.  Инсценировка сказки. Скажите, что вы вспомнили героев сказки «Волк и козлята». Сообщите название сказки, которую они будут сегодня смотреть. Предложите детям стать актерами — выбрать куклу бибабо, изображающую того героя, которым он хочет сегодня стать. Предложите детям показать спектакль. Попросите детей надеть куклу на руку и представить своего героя. Предложите детям-актерам пройти за ширму. Начните рассказывать сказку, предлагая про­должить начатую вами фразу. Предложите всем актерам вместе петь песенку ма­мы-козы:
Козлятушки, ребятушки!                           Бежит молочко по вымечку,
Отопритеся, отворитеся!                           Из вымечка по копытечку,
Ваша мать пришла —                                Из копытечка
Молока принесла.                                      Во сыру землю!
Выбор вида совместной деятельности зависит от возможностей ребенка. Об­ратите внимание детей-актеров на движения героев сказки: козлята скачут, волк рыщет.
4.           Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий.
Положите перед каждым ребенком сюжетную картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 7). 

Предложите детям внимательно ее рассмотреть. Попросите расска­зать о том, что делает в избушке волк. Попросите детей найти на картинке коз­лят, спрятавшихся в избушке. Попросите рассказать о том, где спрятался каждый козленок. Предложите каждому ребенку рассказать о том, как он догадался. (Из-за печки торчит хвостик, из-за шкафа — ножки с копытцами, из-за лавки торчат рожки.)
5. Развитие мышления, воображения. Положите перед каждым ребенком картинку «Узнай по контуру» с изображением одного из героев сказки (см. рис. 8). 

Попросите детей рассказать, какой герой сказки изображен на его листе. Предло­жите объяснить, почему он так решил (описать характерные особенности внеш­него вида каждого героя сказки).
6. Подведение итогов занятия. Похвалите каждого ребенка.

2 комментария:

  1. Интересно,люблю готовые занятия!)))
    А вы такого рода занятия проводите в своей домашней студии?

    ОтветитьУдалить
  2. Ну и подарок вы нам сделали! Спасибо огромное. И по другим сказкам тоже такие занятия разработаны?? Сейчас включу ссылку на эту статью в меню под заголовком "сказки про козлят" - чтобы все узнали и кому надо воспользовались.

    ОтветитьУдалить