Есть такая книжка
Выложу главу, посвященную этой сказке. Вдруг кому-то пригодятся материалы:
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет.— СПб.: Паритет, 2006.—112 с. + цв. вкл.
Выложу главу, посвященную этой сказке. Вдруг кому-то пригодятся материалы:
Волк и козлята
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
Вы, детушки! Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся.
Ваша мать пришла — молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята ему отвечают:
— Слышим, слышим, да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитывает.
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал.
Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза и стучится:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.
Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не перебе
рет всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте.
рет всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте.
Только ушла коза — волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка — по копытечку,
Из копытечка — во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.
Приходит коза. Сколько ни звала, ни причитывала, никто ей не отвечает.
Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
Как узнала коза о своей беде, так села она на лавку — начала горевать, горько плакать:
Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?
Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:
— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать,
пойдем лучше в лес, погуляем.
пойдем лучше в лес, погуляем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму.
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлятки оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали жить-поживать по-прежнему.
ЗАНЯТИЕ 1
Тема занятия: слушаем сказку «Волк и козлята»
Предварительная работа: подберите персонажей из настольного кукольного театра; вырежьте героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8) и наклейте их на картон или плотную бумагу.
Цели занятия
Воспитательные — учить ребенка внимательно слушать сказку, дослушивать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.
Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (голос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подбирать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.
Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; двигательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение:
— мяч;
— красиво украшенная коробка;
— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— цветные изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8);
— ширма;
— экран;
— картинка «Лабиринт» для каждого ребенка (см. рис. 2);
— шапочка козлика (или ободок с рожками).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите детям взяться за руки и образовать круг. Покажите мяч и объясните правила игры: «Я буду передавать мяч тому, кто стоит справа от меня, а он назовет ту сказку, которая ему больше всего нравится. Мяч передаем по кругу, пока он не вернется обратно ко мне». Когда мяч вернется к вам, скажите: «Мне нравится сказка „Волк и козлята"».
Предложите детям сесть на стульчики, расставленные полукругом.
2. Знакомство со сказкой. Поставьте перед детьми красиво оформленную коробку с фигурками — персонажами сказки (коза, пять козлят, волк, медведь-кузнец). Рассказывайте (читайте) сказку. По ходу чтения сказки выставляйте на столе фигурки тех персонажей сказки, о которых вы сейчас рассказываете.
3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто жил в лесу?
Кто жил в лесу?
Куда уходила коза?
Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?
Кто подслушал, как поет коза?
Каким голосом пела песенку коза?
Каким голосом пел песенку волк в первый раз?
Кто помог волку изменить голос?
Каким голосом пел песенку волк во второй раз?
Почему козлята впустили волка?
Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы?
Как коза отомстила волку?
Как козлята спаслись от гибели?
На фланелеграфе выставляйте изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8), которые соответствуют ответам детей.
4. Развитие слухового восприятия. Покажите картинку, на которой изображена мама-коза. Предложите детям послушать песенку мамы-козы. Произнесите звукоподражание низким голосом: «Мэ-э-э». Предложите ребенку повторить звукоподражание низким голосом.
Покажите картинку, на которой изображен козленок. Предложите козленку позвать маму, произнести звукоподражание высоким голосом: «Мэ-э-э!». Попросите ребенка повторить звукоподражание высоким голосом.
Предложите детям поиграть в «Угадалки-узнавалки». Спрячьте фигурки козы и козлят за ширму. Предложите детям внимательно послушать и назвать того, кто говорит за вас, спрятавшись за ширмой (коза или козленок). Произносите звукоподражания, -держа экран таким образом, чтобы ваши губы не были видны.
Если детям игра понравится, ее можно усложнить, предложив волку петь грубым и тонким голосом: «У-У-У», «у-у-у».
5. Развитие зрительного внимания, мышления. Положите перед каждым ребенком картинку «Лабиринт» (см. рис. 2). Предложите детям рассмотреть козлят. Попросите рассмотреть фартучек каждого козленка и назвать, что на нем нарисовано.
Предложите детям провести указательным пальцем по линии лабиринта и найти в конце дорожки любимый каждым козленком овощ. Скажите: «Найди тот овощ, который любит козленок в фартучке, на котором изображена морковка. Проведи указательным пальчиком по дорожке от козленка в фартучке с морковкой к морковке».
Аналогично обыграйте остальные картинки.
6. Подвижная игра. Предложите детям поиграть в игру « Через мост мы идем ».
Наденьте одному из детей шапочку козлика (или ободок с рожками).
Наденьте одному из детей шапочку козлика (или ободок с рожками).
Предложите детям взяться за руки и образовать круг. «Козлика» поставьте в середину круга. Предложите детям идти по кругу, распевая слова песенки:
Козлик наш, козлик. По двору гуляет, Песни распевает: — Мэ-мэ-мэ!
Предложите детям подойти к «козлику», сужая круг, и приговаривать:
Козлик, козлик, Нас поймай, Если сможешь, За-бо-дай!
Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребенок, до которого «козлик» дотронулся первым, становится водящим и игра повторяется.
7. Закончи фразу. Предложите детям закончить начатую вами фразу, называя слово с противоположным значением.
Коза большая, а козленок ... (маленький). Коза добрая, а волк ... (злой). Лед холодный, а огонь ... (горячий).
Если задание вызывает у детей затруднение, то закончите фразу сами, давая образец для ответа.
8. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей, похвалите каждого ребенка.
ЗАНЯТИЕ 2 Тема занятия: рассказываем сказку «Волк и козлята»
Предварительная работа: вырежьте и наклейте заслонку к печке и мешки на картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 3) так, чтобы их можно было приподнять;
на картинке «Чьи это следы?» (см. рис. 5) наклейте кружки из цветной бумаги над козой и козленком; изготовьте образец выкладывания следов козы и козленка из счетных палочек и спичек для каждого ребенка (см. рис. 6).
Цели занятия
Воспитательные — отвечать на вопросы; внимательно слушать ответы других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; расширять активный словарь за счет прилагательных-антонимов, обозначающих эмоциональные состояния (веселый — грустный, злой — добрый); закреплять счет в пределах пяти; согласовывать существительные с числительными «два», «пять».
Развивающие — продолжать развивать слуховую и зрительную память, мышление, воображение, устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение:
— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;
— фланелеграф;
— картинка «Найди инструмент» (см. рис. 1);
— картинка «Попробуй, найди» (см. рис. 3);
— карточки с цифрами от 1 до 5;
— картинка «Добрая коза и злой волк» (см. рис. 4);
— шапочки козы и волка (ободки с ушками);
— картинка «Чьи это следы?» (см. рис. 5);
— образец выкладывания следов козы и козленка (см. рис. 6).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите детям встать в кружок. Попросите вспомнить, какую сказку вы читали на прошлом занятии. Попросите изобразить злого волка, добрую козу, веселых козлят. Предложите детям сесть на стульчики.
2. Совместное рассказывание сказки. Начните рассказывать сказку. Предложите детям в этом активно участвовать. По ходу развития сюжета сказки выставляйте фигурку нужного персонажа. Если дети затрудняются в пересказе, предложите им договаривать начатую вами фразу.
3. Отгадай. Положите перед каждым ребенком картинку «Найди инструмент» (см. рис. 1).
Предложите рассмотреть и назвать животных. Предложите детям вспомнить и сказать, кто помог волку перековать горло, чтобы его голосок стал тоненьким (кузнец — медведь). Попросите детей рассмотреть инструменты в нижней части рисунка. Предложите назвать каждый инструмент. (Топор, пила, молот.) Попросите найти и назвать тот инструмент, которым медведь «перековывал» горло у волка. (Молот.)
4. Угадай, где? Вспомните вместе с детьми, куда спрятался от волка самый маленький козленок. Покажите картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 3). Предложите детям поискать сначала маленького козленка, затем поискать козлят в каждом мешке и сказать, какие мешки (пустые). Для этого надо отогнуть наклеенные мешки и печную заслонку.
Предложите детям пересчитать мешки, стоящие вокруг волка. Попросите назвать их количество и выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству мешков. Предложите положить карточку с цифрой 5 на сюжетную картинку.
5. Мимическая гимнастика. Предложите детям вспомнить и рассказать, какая была мама-коза. (Добрая.) А какой был волк? (Злой.) Дайте каждому ребенку картинку «Добрая коза и злой волк» (см. рис. 4).
Предложите найти злого волка и добрую козу. Рассмотрите каждое изображение. Попросите назвать компоненты мимики (нахмуренные брови, злые глаза, улыбка). Расскажите правила игры: «Вот два ободка. На первом — серые ушки, они волчьи. Когда я говорю: „Волк!", надо взять шапочку волка, надеть ее и изобразить страшного и сердитого волка. Когда я скажу: „Коза!", надо взять и надеть шапочку козы с белыми ушками и изобразить добрую козу».
Вместо шапочек волка и козы можно использовать бумажные ободки: прикрепить к ним ушки (серые — волка, белые — козы). Если есть возможность, то хорошо провести эту часть занятия перед большим зеркалом, чтобы дети контролировали свои движения и мимику.
6. Развитие мелкой моторики и зрительного внимания. Вспомните вместе с детьми, куда пошли мама-коза и волк (в лес). Покажите картинку «Чьи это следы?» (см. рис. 5)
и расскажите, что козленок тоже пошел за ними. Предложите детям рассмотреть дорогу, по которой они шли. Попросите определить, где следы козы, а где — козленка. Спросите детей, как они определили, где чьи следы (у мамы копыта большие, а у козленка маленькие).
Предложите детям выложить следы копыт из счетных палочек и следы копытцев из спичек. Покажите образец выкладывания следов козы из счетных палочек и спичек
Предложите детям проверить правильность своего ответа, отогнув приклеенные в конце дорожки кружочки.
7. Подведение итогов занятия. Похвалите детей.
ЗАНЯТИЕ 3
Тема занятия: показываем сказку «Волк и козлята»
Предварительная работа: повторите с детьми счет в пределах пяти; продолжайте учить соотносить количество предметов с цифрой, обозначающей данное количество; проведите игру «Найди такую же цифру»; прикрепите на куклы бибабо карточки для глобального чтения с соответствующими словами, второй экземпляр карточек сложите в красивую коробочку.
Цели занятия
Воспитательные — вырабатывать умение дослушивать сказку до конца; воспитывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей.
Обучающие — выполнять правила игры; продолжать совершенствовать общую, мелкую и артикуляторную моторику; закреплять навыки счета (пересчитывать предметы в пределах пяти); соотносить количество предметов с соответствующей цифрой; вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные; использовать в активной речи предлоги «в», «на», «за».
Развивающие — развивать наблюдательность; зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; устанавливать причинно-следственные связи.
Оснащение:
— ширма;
— красивый чемоданчик;
— куклы бибабо;
1 Предварительно удалите со спичек серные головки. Можно намочить спички в растворе марганцовки и высушить — тогда они приобретут красивый светло-коричневый цвет.
— карточки для глобального чтения;
— маленькая коробочка;
— фигурки из настольного кукольного театра (коза, волк, козлята);
— сюжетная картинка «Попробуй, найди» (см. рис. 7);
— картинка «Узнай по контуру» (см. рис. 8).
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите детям отправиться в кукольный театр и посмотреть сказку «Волк и козлята». Скажите, что актерами сегодня будут дети и куклы. Расскажите о правилах поведения в театре (не шуметь, не разговаривать, не шуршать, громко апплодировать). Предложите детям сесть на стульчики перед ширмой полукругом.
2. Развитие зрительного внимания. Глобальное чтение. Обратите внимание детей на красивый чемоданчик, стоящий на столе. Предложите его открыть. Расскажите, что в волшебном чемоданчике живут куклы бибабо. Предложите детям вспомнить и назвать героев сказки. Обратите внимание детей на то, что на каждой фигурке висит бирочка. Скажите, что это карточки, на которых написано, как зовут каждого героя. Предложите детям рассмотреть карточки. Прочтите слова на каждой карточке. Обратите внимание детей на стоящую около волшебного чемоданчика маленькую коробочку. Предложите одному из детей открыть ее, достать карточки и разложить их на столе. Попросите детей (по очереди) найти «такую же» карточку и подложить ее к фигурке с «такой же» бирочкой. Попросите сказать, что написано на каждой карточке.
3. Инсценировка сказки. Скажите, что вы вспомнили героев сказки «Волк и козлята». Сообщите название сказки, которую они будут сегодня смотреть. Предложите детям стать актерами — выбрать куклу бибабо, изображающую того героя, которым он хочет сегодня стать. Предложите детям показать спектакль. Попросите детей надеть куклу на руку и представить своего героя. Предложите детям-актерам пройти за ширму. Начните рассказывать сказку, предлагая продолжить начатую вами фразу. Предложите всем актерам вместе петь песенку мамы-козы:
Козлятушки, ребятушки! Бежит молочко по вымечку,
Отопритеся, отворитеся! Из вымечка по копытечку,
Ваша мать пришла — Из копытечка
Молока принесла. Во сыру землю!
Выбор вида совместной деятельности зависит от возможностей ребенка. Обратите внимание детей-актеров на движения героев сказки: козлята скачут, волк рыщет.
4. Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий.
Положите перед каждым ребенком сюжетную картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 7).
Предложите детям внимательно ее рассмотреть. Попросите рассказать о том, что делает в избушке волк. Попросите детей найти на картинке козлят, спрятавшихся в избушке. Попросите рассказать о том, где спрятался каждый козленок. Предложите каждому ребенку рассказать о том, как он догадался. (Из-за печки торчит хвостик, из-за шкафа — ножки с копытцами, из-за лавки торчат рожки.)
5. Развитие мышления, воображения. Положите перед каждым ребенком картинку «Узнай по контуру» с изображением одного из героев сказки (см. рис. 8).
Попросите детей рассказать, какой герой сказки изображен на его листе. Предложите объяснить, почему он так решил (описать характерные особенности внешнего вида каждого героя сказки).
6. Подведение итогов занятия. Похвалите каждого ребенка.
Интересно,люблю готовые занятия!)))
ОтветитьУдалитьА вы такого рода занятия проводите в своей домашней студии?
Ну и подарок вы нам сделали! Спасибо огромное. И по другим сказкам тоже такие занятия разработаны?? Сейчас включу ссылку на эту статью в меню под заголовком "сказки про козлят" - чтобы все узнали и кому надо воспользовались.
ОтветитьУдалить